Белочка

Наша группа

Группа №9
старшая группа «Б» «БЕЛОЧКА»

Брагина Елена Александровна

Воспитатель первой квалификационной категории (приказ МО СК №56-м от 06.02.2014 года).

Образование - средне-специальное (УМК Педучилище-школа 1995 года).

Квалификация - воспитатель дошкольных учреждений.

Специальность - дошкольное воспитание.

Общий стаж работы- 20 лет.

Педагогический стаж работы – 14 лет.

Саркисян Рена Сейрановна

Воспитатель квалификационной категории «Соответствие занимаемой должности» - приказ №118 от 16.08.2018 г.

Образование – высшее (ГОУ ВПО СГПИ г. Ставрополь, 2005 г.)

Квалификация – преподаватель дошкольной педагогики и психологии

Специальность - дошкольная педагогика и психология

Общий стаж работы – 14 лет

Педагогический стаж работы – 14 лет

 

 

 

Режим дня


Расписание занятий

Консультации, рекомендации

Консультация для родителей в средней группе по теме:

" Речевое развитие детей 4 - 5 лет ".

Воспитатель МБДОУ детский сад №51 «Золотой орешек» г .Пятигорска- Брагина Е.А.

 

Цель: Познакомить родителей с характерными особенностями развития речи детей 4 – 5 лет; нормами речевого развития детей данной возрастной группы; отклонениями в речевом развитии; методами развития речевых навыков; речевыми играми для детей данной возрастной категории.

Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет

1. Фразовая речь ребенка усложняется, становится разнообразней, правильнее, богаче.

2. Активный и пассивный словарный запас непрерывно увеличивается.

3. Предложения усложняются, состоят уже из 5-6 слов.

4. В речи ребенок использует предлоги и союзы, сложноподчинённые и сложносочиненные предложения.

5. Звуковая сторона речи развивается, совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков.

6. Уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.

7. Дети довольно легко запоминают и рассказывают сказки, стихи, передают содержание картинок, могут отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, передавать своими словами личные впечатления. В этом возрасте начинается проговаривание игровых действий, что свидетельствует о формировании регулятивной стороны речи.

8. Речь становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

Нормы речевого развития детей 4 – 5 лет

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 4 - 5 лет. 1

. Словарный запас 2000 слов и более.

2. Бурно развивается «словотворчество»

. 3. Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой.

4. Активно использует в речи обобщающие слова, наречия, прилагательные, множественную форму существительных, антонимы, синонимы.

5. Называет животных и их детенышей, времена года.

6. Читает наизусть небольшие стихотворения, пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых.

. Понимает значение предлогов (в, на, за, по, до, вместо, после и т.д.), союзы (куда, что, когда, сколько и т.д.).

8. Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.

9. Выговаривает слова из 4 слогов; составляет предложения из 5-8 слов.

10. Появляется монологическая речь.

Отклонения в речевом развитии ребёнка 4 – 5 лет

Вас должны насторожить следующие показатели:

1. Лексические нарушения: бедность словарного запаса, неправильное понимание смысла и значения слова.

2. Нарушения структуры слов: перестановки или пропуски слогов при произношении.

3. Ритмические отклонения: произношение слов по слогам, слишком быстрый или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и необоснованные паузы, заикание.

4. Проблемы с произношением: пропуск и замена звуков («Р» на «Л» или «Й»; «Л» на «ЛЬ»), нечеткое произношение.

5. Неправильное построение предложений.

6. Сложности с составлением кратких рассказов и пересказами маленьких текстов

Методы развития

При нарушении речевого развития у ребенка следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет быстро и эффективно разрешить возникшую проблему. Однако очень важно помогать ребенку развивать речь самостоятельно. Начиная с четырех лет словарный запас у детей быстро увеличивается. Поэтому для того чтобы ребенок научился правильно разговаривать, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:

1. В разговоре со своим ребенком говорите правильно, не коверкая слова, четко и внятно (без лепета и «детских слов»).

2. Развивайте у ребенка мышцы челюсти и языка (для этого есть нехитрые упражнения, например: нужно надувать щеки, полоскать рот, перекатывать воздух из одной щеки в другую и т.д.).

3. Как можно больше читайте ребенку. Небольшие стихи и сказки – лучший вариант.

4. Не плохо было бы выполнять артикуляционную гимнастику.

5. Разговаривайте со своим ребенком, отвечайте на его вопросы, просите рассказывать о тех или иных событиях, составлять маленькие рассказы (по картинкам, описание предмета).

6. Развивайте мелкую моторику, речевое дыхание, темп и ритм произношения с помощью музыкальных занятий.

7. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками.

8. Старайтесь облекать занятия в игровую форму, не стоит принуждать ребенка.

9. Увеличивайте занятие постепенно, доделывайте начатое до конца, если ребенок не справляется с заданием, переключитесь на более легкое.

10. Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы.

11. Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребенку с любовью.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения выполняются напротив зеркала, в котором ребенок видит свое отражение и отражение родителя, который с ним занимается.

1. «Вкусное варенье» - рот открыт, тонким языком проводим по верхней губе вправо, затем влево. Подбородок неподвижен, рот не закрываем. До 10 раз.

2. «Иголочка» - рот широко открыт, высунуть тонкий язык, тянуться языком к своему отражению в зеркале (только языком). Счет до 10.

3. «Качели» - рот широко открыт, язык лежит на нижней губе, затем поднимаем его к верхней губе, потом опять опускаем вниз. Счет до 10.

4. «Лопата» - рот широко открыт, расслабленный язык лежит на нижней губе. Следить за тем, чтобы язык не двигался. Задержаться в такой позе на 5-10 секунд.

5. «Часики» - рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, острый язычок дотрагивается поочередно до уголков губ. Подбородок неподвижен, рот не закрываем. До 10 раз.

6. «Горка» - рот широко открыт, язык упирается в нижние зубы (изнутри). Фиксируем позицию и медленно закрываем рот, язык не расслабляем. До 10 раз.

7. «Птенчик» - рот открываем, затем закрываем. Следить за тем, чтобы язык лежал неподвижно. Рот удерживаем открытым 5-10 секунд.

8. «Конфетка» - не открывая рта, поочередно упираемся языком в стенки щек (катаем конфетку). До 10 раз.

9. «Улыбка» - растянуть уголки губ, так, чтобы стали видны зубы, затем расслабить. До 10 раз.

10. «Хоботок» - губы вытягиваем вперед (как будто произносим звук «У»), задерживаем в такой позе 5-10 секунд, затем расслабляем губы.

11. «Хомячок» - закрыв рот, надуваем щеки и задерживаемся в такой позиции 5-10 секунд. Речевые игры

«Подскажи словечко»

Цель: расширение словарного запаса.

Ход игры: родитель начинает предложение, а ребенок его заканчивает, подобрав нужное слово. Голубь летает, а кошка? (бегает, ходит) Лошадь ест сено, а собака? (мясо, косточки) Мышь роет норку, а синица? (строит гнездо) Кукушка кукует, а петух? (кукарекает) Змея шипит, а еж? (фыркает) У зайчонка мама зайчиха, а у волчонка? (волчица) Придумывайте самые разнообразные предложения.

«Кто где живет?»

Цель: расширение словарного запаса.

игры: родитель задает вопросы, ребенок на них отвечает. Затем можно поменяться: ребенок задает вопросы, а взрослый на них отвечает. -– Кто живёт в дупле? – Белка. Кто живёт в скворечнике? – Скворцы. Кто живёт в гнезде? – Птицы. Кто живёт в будке? – Собака. Кто живёт в улье? – Пчёлы Кто живёт в норе? – Лиса. Кто живёт в логове? – Волк. Кто живёт в берлоге? – Медведь. Можно попробовать и наоборот: – Где живут скворцы? – Где живут медведи? и.д. «Скажи наоборот»

Цель: расширение словарного запаса ребенка словами – антонимами.

Ход игры: родитель говорит слова, а ребенок говорит слово противоположное по значению. Например: Высоки – низкий Темный – светлый Тонкий – толстый Маленький – большой и т.д. «Каждый знает…»

Цель: расширение словарного запаса, закрепление правильного употребления прилагательных с существительными, развитие воображения.

Ход игры: родитель говорит «Каждый знает что красным (синим, зеленым и т.д.) бывает». Ребенок называет существительные подходящие к прилагательному. Каждый знает, что синим бывает – море, небо. Каждый знает, что желтым бывает – лимон, солнце. Каждый знает, что красным бывает – огонь, мак. Каждый знает, что зеленым бывает – трава, огурец.

«Весёлый счет»

Цель: закрепление правильного употребления множественного числа существительных.

Ход игры: взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок – во множественном числе. Дом – дома, Стол – столы, Стул – стулья, Цветок – цветы, Лист – листья, Носок – носки, Глаз – глаза, Сон – сны, Гусёнок – гусята, Лоб – лбы, Тигрёнок – тигрята

«Что каким бывает?»

Цель: расширение словаря, развитие воображения.

Ход игры: взрослый задает вопрос, ребенок отвечает Что бывает мягким? (подушка, облако, одеяло) Что бывает твердым? (камень, дерево, пол) Что бывает круглым? (солнце, колесо, колечко) и т.д.

«Назови ласково»

Цель: расширение словаря, закрепление правильного употребления слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Ход игры: взрослый говорит слово, ребенок называет его ласково. Арбуз - арбузик Бант - бантик Гвоздь - гвоздик Голубь - голубок Костер - костерок Локоть - локоток Кисель - киселек Ручей - ручеек Стебель - стебелек и т.д.

«Отгадай-ка»

Цель: развитие словаря, речевого внимания, воображения.

Ход игры: взрослый перечисляет части задуманного предмета, ребенок должен отгадать задуманный предмет. Потом можно поменяться ролями. кабина, руль, фары (машина) крылья, кабина, хвост, мотор (самолёт) руки, ноги, тело, голова (человек) ствол, ветки, корни, листья (дерево) пол, стены, потолок, окна, дверь (комната) палуба, каюта, парус, якорь (корабль)

 


 

Информационно-образовательные ресурсы