Консультация для родителей "Как развить речь ребенка"

 

Воспитатель МБДОУ детский сад №51 «Золотой орешек» - Чаленко К.С.

Данный материал будет полезен воспитателям и специалистам дошкольной образовательной организации, учителям начальных классов, родителям. Педагоги могут использовать материалы, как в своей работе, так и для проведения консультаций с родителями. Содержание консультации в интересной и доступной форме рассказывает о том, как можно развивать и совершенствовать речь детей, сделать ее богатой, разнообразной и логически грамотной.
Цель – ознакомление родителей, педагогов ДОО с нетрадиционными приемами развития речи дошкольников.
Задачи:
1. Стимулировать интерес к развивающей работе с детьми.
2. Ознакомить с примерами игр и игровых ситуаций по развитию и обогащению речи дошкольников.
3. Показать возможности бытовых ситуаций для решения задач развития речи дошкольников.

Содержание консультации

Уважаемые родители, педагоги!
Развитие речи современных детей – одна из самых актуальных и сложных задач родителей и воспитателей дошкольной образовательной организации. Для ее решения можно использовать ряд нетрадиционных приемов.
Называние (или образец произношения) нового или трудного слова – активный приём обогащения словаря детей. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли без искажений. Это достигается подчёркнуто чёткой дикцией, медленно, но орфоэпически правильно (не по слогам!), чтобы ребёнок уловил звуковой состав слова.

 

 

 

Показ объекта, наблюдение за объектом. Обращение внимания детей на людей с характерными признаками вновь вводимого названия качества или показ сюжетных картинок. Задача воспитателя – учить детей воспринимать смысл картины, вести от беспорядочного рассматривания к последовательному, к выделению существенного, так как перечислить все частности не значит понять сюжет. В старших группах можно использовать упражнения типа «Кто больше увидит?» Это важно для развития наблюдательности, внимания, активизации словаря. Поскольку активизировать на занятии необходимо определённую группу слов, то спрашивать нужно об основном. Этому способствуют такие формы вопросов:
• Для выяснения общего смысла картины: о чём картина? Как мы её назовём?
• Для описания объектов: что (кто)? Какой? На что (кого) похож?
• Для установления связей между частями картины: почему? Зачем? Для чего? Чьи? Чем похожи?
• Для перехода за пределы изображаемого: как вы думаете, что будет потом? Что было до этого? Как ты догадался об этом?
• Вопросы о личном опыте детей, близком содержанию картины: а у тебя такие знакомые есть? А к нам в группу кто недавно пришёл? Как мы встретили новенького?
• Старшим детям для активизации словаря задаётся вопрос для подбора синонимов: как ещё можно сказать об этом? (Несмелая, робкая, испуганная и др.) Вопросы по форме могут быть не только прямыми и наводящими, но и подсказывающими, особенно в младших группах: это добрая девочка?

 

 

 

Иногда называние нужно сопровождать толкованием (пространным толкованием, заменой знакомых слов или сопоставлением со знакомым синонимом, сравнением со знакомым антонимом).
Включение слова в предложение, показ его сочетаний с другими словами.
Для запоминания можно применить повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми, а также повторение хором. Хоровое повторение усиливает речевую активность детей, способствует выделению в их сознании нужного слова.

 

 


В некоторых случаях интерес к слову можно усилить объяснением происхождения (этимологией) слова. Этот приём наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку.

 


Для активизации словаря хорош такой приём как вопрос. Дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие (Справа или слева весёлый мальчик?).
Для словарной работы можно применить как приём некоторые упражнения или дидактические игры. Это могут быть кратковременные (1-3 мин) упражнения в подборе слова. При их организации необходимо придерживаться следующих правил:
• Не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр (у ребёнка 6-7 лет работоспособность ещё не велика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре);
• Используйте для коррекционных игр время, когда ребёнок в хорошем настроении, не перевозбуждён, не утомлён, не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного сна, в течение 20-25 минут;
• Не говорите ребёнку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;
• Игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься. Поэтому не надо заставлять его играть с вами, заинтересуйте его игрой, создайте интригующую ситуацию (сюрпризный момент). Этому способствует и проведение занятий в определённое время (ребёнок настраивается на приход взрослого, ждёт его).

 

 
Приведём описание некоторых игр и упражнений, которые охватывают не только моменты лексической стороны речи, изученные на диагностическом этапе, но и позволяет решать другие лексические задачи: обогащение словаря детей новыми словами; усвоение детьми новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе; закрепление и уточнение словаря; активизация словаря в связной речи.
«Сравни пары».
Цель. Развивать наблюдательность, расширять и активизировать лексический запас; развивать фразовую речь.
Описание упражнения. Педагог показывает ребёнку пару картинок. Предлагает назвать, что или кто изображен на каждой картинке; чем объекты отличаются друг от друга. Перед ответом ребёнку даётся время для внимательного рассматривания картинок. Главное, на что обращает внимание педагог, - это чтобы ребёнок при сравнении назвал как можно больше частей однородных объектов. При этом взрослые могут столкнуться с тем, что ребёнок видит отличия, но не может их назвать, так как не знает их названия. В этом случае ребёнку следует предложить сначала показать отличительную часть, а затем назвать её. В случае необходимости педагог вводит новое слово и производит с ним соответствующую работу.
Работа проводится по каждой паре картинок отдельно. Картинки, которые ребёнок не рассматривает, следует закрыть листом бумаги.
Ближе к концу года упражнение можно проводить в усложнённом варианте: предлагать детям называть, не только чем отличаются предметы, но и чем похожи.
«Скажи наоборот».
Цель. Закрепить умение пользоваться словами с противоположным значением (антонимами).
Материал. Картинки, каждая из которых представлена двумя изображениями, демонстрирующими противоположные состояния.
Описание упражнения. Педагог предлагает рассмотреть каждую картинку отдельно и назвать, что (кто) изображено и какой это предмет (объект).
Данное упражнение можно провести вместе со взрослыми. В этом случае педагог называет и определяет один предмет (любой) на отдельной картинке, а ребёнок – другой. Например, взрослый говорит: «Этот клоун весёлый», а ребёнок говорит: «А этот клоун грустный».
В качестве возможного варианта упражнения можно предложить ребёнку подобрать картинку с изображением объектов, которые подходят к названным взрослым определениям. Например: «Найди картинку, где изображены злой мальчик и добрый».

 


«Цепочки слов».
Цель. Закрепить умения детей правильно употреблять обобщающие понятия (слова-обобщения).
Материал. Сюжетные картинки.
Описание упражнения. Картинки расположены в квадратах. Каждая цепочка включает в себя несколько однородных картинок. Однако в заданиях только часть картинок соединены между собой. Последнюю картинку ребёнок определяет самостоятельно и присоединяет её к соответствующей цепочке.
Словесные инструкции педагога: «Рассмотри цепочку из картинок. Назови, кто изображен на каждой картинке. Назови этих детей (людей) одним словом. Рассмотри картинки, расположенные на правой стороне листа. Какая из них подходит к (название группы) группе детей? Возьми карандаш и присоедини эту картинку к цепочке». В дальнейшем по полученной цепочке можно придумать или воспроизвести историю (сказку).

 

 


Лото «Чьи это вещи?»
Цель. Закрепить названия личностных качеств человека через определение предметов-помощников.
Материал. Сгруппированные картинки с изображением предметов-помощников к следующим личностным качествам: трудолюбивый (веник, лопата, ведро), аккуратный (расчёска, носовой платок, бантик), жадный (сундук на большом замке, мешок с узлом), весёлый (воздушный шарик, гармошка, колпачок).
Перед началом игры педагог предлагает детям выбрать любую игровую карточку. Если играющих 2-3 ребёнка, то каждый из них называет, что изображено на его игровой карточке. Педагог перемешивает карточки с надписями качеств, по одной зачитывает их детям и спрашивает: «Чья это картинка?» Ребёнок, узнавший её, берёт картинку себе и закрывает пустой квадратик на своей карточке.
Варианты игры

 


«Кто лишний, в чём путаница»?
Цель. Активизация словаря. Выделение признаков и обозначение их словом, сравнение (установление сходств и различий).
Материал. Набор картинок, часть из них похожи, могут быть объединены в одну группу, а одна отличается.
Дети рассматривают картинки, предлагая свои варианты решения. Педагог уточняет правильность (неправильность) выбора с помощью вопросов типа: почему ты догадался, что это…? Почему думаешь, что это именно…? Чем отличаются эти персонажи, предметы?

 


«Угадай, кто…»
Цель. Учим детей узнавать людей по стилю речи.
Словесные инструкции педагога: «Я буду произносить фразу соответствующим тоном и с соответствующими жестами, а вы отгадайте, кто это говорит».
Возможен вариант, когда ребёнок загадывает такие загадки взрослому.
Примерные реплики:
- Налить вам ещё чаю?
- Ты опять не убрал свои игрушки!
- А он меня обидел!
- Это нам не задавали! Это мы не проходили!

 


Игра «Кубик»
Цель. Развитие выразительности движений. Наблюдение за различными эмоциональными состояниями человека. Обогащение словаря названиями эмоциональных состояний человека.
Материал. Кубик, на гранях которого изображены эмоции радости, грусти, злости и страха.
Ход игры. 1-й вариант. Дети по кругу бросают кубик и называют эмоцию, которая «выпадает» на верхней грани.
2-й вариант. Дети всей группой изображают эмоцию, которая «выпала» на верхней грани.
3-й вариант. Дети поочерёдно рассказывают о ситуациях в их жизни, связанных с «выпавшей» эмоцией.
4-й вариант. Дети вместе сочиняют небольшой рассказ на тему «выпавшей» эмоции.

 

 


Играйте с интересом! Играйте с увлечением! Играйте с пользой!