Консультация для родителей по теме: «Особенности развития детей раннего возраста»

Воспитатель МБДОУ №51 «Золотой орешек» - Атаманова П.П.

Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития

фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и

взаимодействовать с разными предметами. В этот непростой период очень важна

внимательность и правильное воспитание, так как характер и функции головного мозга

ребенка — это не только наследственный процесс, но и следствие взаимодействия с

окружающей средой.

В первые три года жизни ребенка наблюдаются специфические особенности развития детей раннего возраста и весьма быстрый темп развития организма ребенка. Это единственный период, в котором можно увидеть, как в течение короткого времени у беспомощного и не имеющего никаких навыков существа образуются рефлексы, привычки, сенсорика и речь, не говоря уже о стремительном наборе веса и увеличении роста.

Особенности развития детей раннего возраста с рождения

В промежутке от рождения до 3-х лет наиболее выраженные особенности развития детей раннего возраста выражаются в следующем: стремительно увеличивается подвижность ребенка, он начинает ползать и перемещаться по пространству, исследуя все, что попадается на его пути. Развивается сенсорика – ребенок взаимодействует с предметами: переворачивает, бросает, опрокидывает их, старается все ощупать и попробовать на вкус. Также появляется интерес к книгам, но пока ещё просто как к объектам, а не как к источнику информации: ребенок внимательно разглядывает картинки и переворачивает страницы. Наблюдается становление памяти. Ребенок понимает и запоминает все больше слов и реагирует на просьбы. В этом раннем возрасте дети не любят оставаться в одиночестве, тянутся к возможности установить контакт с объектом, отвечающим ему

взаимодействием.

В этом возрасте очень важно дать ребенку ощущение заботы и теплоты.

Важно научить ребенка понимать и ощущать окружающий мир, так как полноценное развитие ребенка во многом зависит от воспитывающих его взрослых. Нужно как можно больше разговаривать с ним. Желательно делать это просто, но ясно. Показывать картинки и задавать вопросы о том, что на них нарисовано. Также при помощи вопросов «Где?», «Что?» важно научить ребенка различать окружающие его предметы, начать можно с простого бытового окружения: стул, кровать, лампа, книга и прочее.

Особенно важно в этот период объяснить ребенку, что для него может быть опасным, и, конечно же, желательно прятать все предметы, которые могут нанести ему вред, для того чтобы он мог свободно и безопасно перемещаться по пространству. Научите его общаться с другими людьми и конечно же не оставляйте ребенка одного без присмотра.

Особенности развития детей раннего возраста от 1 до 2-х лет

В промежутке от 1 года до 2-х особенности развития детей раннего возраста заключаются в следующем: у ребенка начинают формироваться важные и сложные функции мозга, начинает формироваться его поведение и складываться характер. Он начинает ходить без поддержки, что дает ему возможность все больше и больше исследовать окружающий мир, а так же дает возможность непосредственного общения с другими детьми.

Это возраст, в котором формируются многие социальные черты, такие как сочувствие и любовь к близким.

Нарастающий интерес к познанию усиливается, и, учитывая увеличение периода бодрствования ребенка, дает ему больше возможностей и выносливости посвящать себя изучению заинтересовавшего его предмета. Несомненно, важен факт того, что ребенок в возрасте до двух лет, начинает совершенствовать речь и понимать больше слов, путем подражания взрослым. Например, появляются первые простейшие словоформы и определения: корова – это «му-му», собачка – «гав-гав» и т.д. Постепенно ребенок

начинает подражать фразам и интонациям взрослых и начинает увеличивать словарный запас.

Также в этот период ребенок начинает прислушиваться к своим внутренним ощущениям и учиться различать свое настроение и чувства.

Особенности развития детей раннего возраста в вышеописанном периоде требуют исполнения следующих рекомендаций:

 

- Необходимо использовать игры, в процессе которых ребенок может развивать речь и навыки

 

общения — это весьма важный процесс в развитии детей этого возраста. В процессе игры

нужно использовать простую и понятную ему речь, просить его повторить за вами слова и

объяснять значения сказанных им слов.

  • -Предлагайте ребенку выбор «Ты будешь грушу или яблоко?», следует не торопить его с ответом — он должен выбирать сам.

  • -Также важно играть в развивающие моторику игры, такие как кубики, пирамидки.

  • -Рисуйте вместе с малышом, научите его различать цвета.

  • -Разговаривайте с ним, но не усложняйте свою речь непонятными ему терминами. Следует задавать вопросы «Как ты себя чувствуешь?», «Тебе интересно?», «Тебе хорошо?», чтобы научить его различать свои ощущения. Не препятствуйте малышу передвигать предметы и мебель.

  • -Также в игровой форме вы можете вместе с ним наводить порядок дома и заниматься домашними хлопотами.

  • -Научите его распознавать мимику, это тоже можно легко сделать, используя игры.

  • -Объясните малышу значения слова «нельзя» и его причины.

Особенности развития детей раннего возраста от 2-х до 3-х лет

Этот период связан с активным развитием нервной системы, вследствие чего ребёнок становится более подвижным, а его организм начинает более интенсивно развиваться физически. Благодаря этому в ребенке проще сформировать навыки правильного поведения. Он учится контролировать некоторые свои потребности и желания.

Нервно-психическое развитие происходит интенсивней, словарный запас малыша увеличивает гораздо быстрее, чем в предыдущие два года. Речь начинает отражать уровень его мышления, ребенок начинает использовать сложные предложения, это происходит благодаря развивающейся способности устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями, он начинает сравнивать их свойства и сопоставлять их, что и отражается в речевых функциях. Меняется восприятие речи окружающих, малыш понимает смысл сказанного. Также он начинает понимать течение времени, с ним можно обсуждать уже не только данный момент, но и события прошлого и будущего времени. Он учиться определять цель «Я буду играть», «Я буду строить домик». Ребенок начинает понимать свойства и назначение многих предметов, так же различает цвета и форму предметов: «Когда темно, надо спать», «Птички летают высоко», а так же формируется представление о количестве («мало – много»).

На протяжении третьего года важно позволить ребенку наблюдать и исследовать. Если он чем-то заинтересован, следует его поддержать в этом.

Общение со сверстниками в этом возрасте — необходимая потребность, малыш начинает

интересоваться другими людьми. Следует использовать ролевые игры («больница», «дочки- матери»), они способствуют приобретению социальных навыков общения.

Общие рекомендации

1. Не следует ограничивать пространство, в котором находится ребенок, так как обычно дети, находящиеся в одном и том же пространстве постоянно, заметно отстают в развитии.

2. Соблюдайте режим, и будьте твердыми в требованиях дисциплины и правилах поведения, но не переусердствуйте, давайте ребенку понять, что он окружен заботой и вашей любовью.

3. Помните, что игры способствуют развитию ребенка, поэтому следует как можно чаще играть с ним, правильно подыскивая игру под его настроение, которая будет учитывать его индивидуальную специфику и общие особенности развития детей раннего возраста.

4. Когда малыш начнет приобретать социальные навыки, следует увеличить возможность

общения со сверстниками.

 

Консультация для родителей по теме: «Как провести выходной день с ребенком»

Старший воспитатель – Нуждина Е.В

Позади напряженная рабочая неделя, когда вы встречались со своими детьми только рано утром и поздно вечером, впереди два выходных дня. Как сделать так, чтобы они прошли продуктивно и интересно? Первое что хочется сделать в выходной – отоспаться, провести большую стирку, пробежать по магазинам и рынкам, сделать массовые закупки. Постарайтесь не делать этого, а то получится как у К. Чуковского: «Но папочка и мамочка уснули вечерком, а Танечка и Ванечка — в Африку бегом»… В Африку или нет, но контакт с ребенком потерять можете. Детям, особенно дошкольного возраста, необходимо родительское внимание, ощущение того, что мама с папой с ними, а не просто впопыхах таскают их за собой. Поэтому постарайтесь домашние дела сделать в течение рабочей недели, а выходные провести с максимальной пользой для детей.  

Данная консультация, предлагаемая вашему вниманию, поможет Вам сделать семейный, выходной день по-настоящему захватывающим для ребёнка. Особенно, если Вы не будете забывать смотреть вокруг глазами ребёнка, разделять его радость и удивление, читать уместные в той или иной ситуации стихи, загадывать загадки. Литературный материал обострит восприятие малыша, поможет запоминанию ярких образов.

Наступает выходной день. Куда пойти с ребёнком? Этот вопрос часто ставит родителей в тупик. Может, в поход в парк? Разумеется, решающее слово остается за ребёнком, это один из моментов, когда дошкольник чувствует свою сопричастность взрослым в семье и растет спокойным, уверенным. Уважаемые родители раз и навсегда решите для себя, что совместный поход с ребенком – это не отдых для Вас, это время, полностью посвященное ему, пусть он еще раз удостовериться, что Вы его любите, что живете его интересами. 
Посмотрите вокруг глазами ребенка – сколько интересного в мире! Заинтересовался Ваш ребенок чем то, остановитесь, приглядитесь, постарайтесь смотреть на все его глазами и в то же время оставаться взрослым. 
Ваша речь дорогие родители – эмоциональная и выразительная, должна нести доброе отношение к окружающим, восхищение щедрой красотой природы. В то же время побуждайте ребенка высказываться, думать, сопоставлять, учите его анализировать, отвечать на вопросы и задавать их. Ребенок должен чувствовать родительскую сопричастность к его интересам. Так формируется доверие к миру, благодарность и большая любовь к родителям. 

Предлагаю несколько вариантов занятий для совместной работы с детьми:

1. Рисование

Выбор пособий и материалов огромен, возможно, вашему малышу придется по вкусу краски или фломастеры, можете так же предложить ему мелки и карандаши. Нужно учитывать, что ваш ребенок еще не велик, и не сможет самостоятельно нарисовать полноценную картину. Но Вы можете ему в этом помочь, например: предложите малышу дорисовать у солнышка лучики или у цветочка сердцевину.

2. Лепка

Сейчас в продаже много вариантов материала для лепки – пластилин, глина, тесто для лепки. Не сложными подделками будет гусеница или ягодки, можно нарисовать банку и попросить ребенка заполнить ее «конфетами».

3. Чтение

Дети любого возраста любят слушать сказки, смотреть картинки. Можно проявить фантазию и придумать историю самостоятельно. Можно показать кукольный спектакль малышу.

4. Отправиться в гости

Лучше всего отправиться в гости к тому с кем ребенок уже знаком. Ребенку будет интереснее проводить время со сверстником, ведь, даже, у маленьких детей появляются первые друзья. Стоит ребенку немного свободы, и, предоставив право выбора игры, детям будет интересно порисовать, поиграть в железную дорогу, ведь это так интересно катать поезд вместе с другом.

5. Природа

Отправляйтесь на прогулку, на детскую площадку, а лучше отправиться в парк. Свежий воздух полезен для ребенка. Зимой можно покататься на санках, слепить снеговика, поиграть в снежки или покататься с горок. Осенью собирать красивые листья, сделать из них букеты, гербарий или аппликацию. Летом собираем цветы. Играем в футбол, запускайте змея. Осваивайте велосипед, самокат.

Также для ребенка интересным, увлекательным проведением выходного дня может стать посещение краеведческого музея, цирка, театра.

Практически всегда самым интересным для дошкольников оказываются природоведческие музеи. Увидеть в музее все ребенок просто не в состоянии. Переход от одной музейной витрины к другой, утомителен и мало познавателен для ребенка. Гораздо лучше и намного полезнее выбрать, что-то одно, и внимательно рассмотреть в деталях. Можно выбрать витрины, посвященные старинному костюму, посуде, мебели. 
Не меньший интерес представляют для детей выставленные в музеях археологические находки: лодки – выдолбленные из ствола дерева, сделанные из камня и кожи топоры, украшения. 
Дошкольники хотят и могут узнавать, что составляет основу экспозиции исторических музеев: как жили люди раньше, как был устроен их дом, какую одежду они носили, и из какой посуды ели, на какой мебели спали, сидели, во что играли, и на чем писали. 
В этом возрасте детям хочется примерить эту жизнь на себе, и проигрывать ее, представляя себя ее участником. Есть много людей, которые говорят, что они еще слишком малы для посещения музея. Просто Вы не смогли сделать, этот поход в музей увлекательным и интересны. 
Удивительно сколько полезных сведений можно сообщить ребенку, идя с ним по улице. Познакомить с тем как жили люди в другие времена. Вспомнить те игры, в которые играли наши прабабушки и прадедушки. Нужно заинтриговать ребенка игрой. 
Существует много способов, как провести выходной день вместе с ребенком интересно и увлекательно. Также можно вместе с ребенком посетить театры. Ваш ребенок получает массу впечатлений от общения со своими родителями. Уважаемые родители придумывайте, фантазируйте, и Вы получите удовольствие от прогулок с ребенком.

 

 

Консультация для родителей Тема: «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ЧЕРЕЗ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

Подготовила воспитатель МБДОУ детский сад №51 «Золотой орешек» Соловьева О.А.

Мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, является математика.

«Математика приводит в порядок ум», то есть наилучшим образом формирует приёмы мыслительной деятельности и качества ума. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Надо помнить, что математика – один из наиболее трудных учебных предметов, но включение игр создаёт условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

Концепция обучения дошкольников рассматривает игру не просто как один из методов обучения, а как основной метод обучения детей этого возраста.

Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности: в ней психика ребёнка наиболее ярко и интенсивно проявляется, формируется и развивается.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для, эмоционально захватывают их. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к решению поставленных задач.

Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие, которое способствует постепенному переносу интереса и увлечённости с игровой на учебную деятельность.

Игра, увлекающая детей, их не перегружает ни умственно, ни физически. Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, т.е. в интерес к математике. Устойчивый интерес к изучению математики должен поддерживаться различными методами на всех этапах обучения. Для детей дошкольного возраста специальная система обучающих игр – наиболее приемлемый метод обучения.

В 5-7 лет ребёнок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приёмами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.

Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но определённые, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применение решению разного рода задач. Этим оправдано название «логико-математические игры». Названием «обучающие игры» подчёркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.

Система обучающих игр для дошкольников состоит из отдельных серий.

Каждая серия игр предназначена для формирования определённых логических структур или подготовки к усвоению определённой математической идеи. Внутри каждой серии игры располагаются в определённой последовательности, в которой постепенно усложняются решаемые в процессе игровой деятельности задачи.

Каждая игра актуализирует скрытые интеллектуальные возможности детей, развивая их. Особое значение имеют игры, в которых дети выполняют определённые действия, предписанные некоторым алгоритмом, или программой «вычислительной машины», работу которой они имитируют .

Меняя алгоритм, меняется и схема вычислительного процесса (т.е. сами действия). Благодаря этой особенности многократное повторение обучающей игры одной и той же серии включает определённые элементы новых знаний, которые определяются детьми, и этим осуществляется обучающая функция игры. Кроме того, и это немаловажно, постоянное обновление при повторении игр одной серии поддерживается интерес детей к игре. В таких играх зарождаются и развиваются многие личностные качества: трудолюбие и инициативность, целеустремлённость и сообразительность ,самостоятельность и коллективизм , уверенность и любознательность . А также формируются познавательные процессы, в любой серии обучающих игр приобретаемое знание и умение, расширяясь и углубляясь при повторном обращении к игре, позволяет ребёнку постигнуть определенную закономерность или логическую структуру, которые готовят его к развитию интеллектуальных способностей в математике.

Знания, приобретённые детьми в процессе обучающих игр, разумеется, не носят ещё оформленный характер, что вполне объяснимо, так как чёткие знания формируются лишь на базе усвоения понятий. т.е. на логическом уровне познания, а у дошкольников формируются лишь представления, т.е. они остаются на чувственной ступени познания,

Рассматривая игру, как основной метод интеллектуального развития дошкольников, нельзя её считать универсальным методом обучения детей.

Игры неизбежно должны сочетаться с другими, традиционными методами обучения, оставаясь при этом ведущим методом.

В заключении отмечу, что целенаправленность занимательных развивающих и обучающих игр существенна не только для формирования элементарных математических представлений, но для всех видов деятельности дошкольников.

 

Консультации для родителей. «Роль родителей по овладению детьми элементарных математических представлений через игру».

Воспитатель МБДОУ детский сад № 51 «Золотой орешек» –Ибрагимова Л.Л.

 

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях овладения элементарными математическими представлениями приобретает особую ценность, так как направлено на развитие познавательных, умственных, сенсорных, конструктивных способностей дошкольников.

Основным методом работы развития этих способностей является игра – дидактические игры, игровые упражнения, занимательные и требующие творческого подхода задания.

В детском саду воспитатели ведут большую работу по развитию элементарных математических представлений с использованием основного метода – игрового. Каждый воспитатель старается выполнять все поставленные задачи в этом направлении, которые соответствуют данной группе. Но чтобы работа была более продуктивной, необходимо тесное сотрудничество с родителями дошкольника. Семья и образовательные учреждения представляют собой два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различных, но для полноценного развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

При взаимодействии с родителями я использую такие формы работы как групповые и индивидуальные консультации, и беседы, открытые детские праздники с участием родителей, кружок дополнительного образования, занятия с родителями.

Из своего опыта работы я убедилась, что уже начиная с раннего возраста, необходимо у детей развивать сенсорные способности, т. е. способности проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Такие формы познания – память, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям в восприятии. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервнопсихического развития и всестороннего воспитания дошкольника.

В раннем и младшем возрасте огромную роль играет ознакомление со свойствами предметов, для обеспечения новых впечатлений.

У детей этого возраста происходит интенсивное накопление представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому необходимо посоветовать родителям, чтобы игрушки, в которые ребёнок играет дома, могли бы их знакомить со всеми основными разновидностями свойств. Например: пирамиды, вкладыши, конструкторы. Но дети сами ничего не узнают, играя в них, если родители не будут с ними играть. Из опыта работы с детьми этого возраста, я рекомендую родителям использовать следующие дидактические игры.

1.Игры – поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами, подбирать, складывать, вставлять, показывать и т. д.. игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическими действиями с предметом: «Покажи мишке наши игрушки», «Прокати шарик в ворота», «Найди маленькую матрёшку».

2. Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению: «Где спрятался Мишка?», «Чего не стало?», «Фонарики», «Что в мешочке?». Так же необходимо объяснить родителям, что знакомя ребёнка с различными свойствами в этом возрасте, не следует добиваться запоминания и употребления их назначения. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними.

Целесообразно предложить родителям следующие консультации: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста», «Формы расширения чувственного опыта у малышей», «Игры и игрушки для малышей», «Дидактические игры – основное средство по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста».

По мере того, как дети растут, набираясь чувственного опыта, игры их усложняются. Для детей старшего возраста я советую родителям игры математического содержания с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай?», «Отгадай», «Что изменилось», «Выращивание дерева», «Что здесь?» и т.д.

3. Игры сюжетно-ролевого характера в которых игровое действие заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, врача, почтальона, шофёра или животных: волк, лиса, заяц, медведь…

4. Игры соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть. «Кто первый!», «Кто быстрее!», «Кто больше!»…

Очень интересны игры в фанты и игры в запретный «штрафной» предмет или его свойство(например: цвет или форма), связанные с интересными игровыми моментами избавиться от ненужного, удержаться, не сказать запретное слово «Чёрное и белое не говорить», «Краски», «Садовник», «Летает не летает» и т.д..

Я рекомендую родителям, как можно больше играть с детьми, при этом не самим добиваться конечного результата в игре, а дать ребёнку самому выполнять задание игры. Поощрять ребёнка за правильно выполненное задание, и ни в коем случае не ругать, если не всё сразу получилось.

В этом возрасте я предлагаю родителям следующие консультации: «Дети в школу собираются», «Математика для дошколят», «Готовим руку к письму», «Развитие мелкой моторики кисти руки», «Дидактические игры по математике».

Информационно-образовательные ресурсы